Экипаж подлодки «Сан-Хуан» погиб: как спасались моряки тонущих субмарин

Операция по спасению экипажа подлодки «Сан-Хуан», который не выходит на связь с 15 ноября, прекращена. Власти Аргентины признали экипаж погибшим. Поиск самой субмарины продолжится.

«МК» собрал истории о самых крупных катастрофах подводных лодок, произошедших после окончания Второй мировой войны.


фото: AP

Среди всех затонувших в мирное время подлодок есть как минимум 10 атомных, с ракетами или торпедами, оснащенными ядерными боеголовками.

Первой жертвой мирного времени стала французская подлодка Orphee. В 1946 году на рейде в порту Марокко в одном из отсеков произошел взрыв торпеды. Причины до сих пор не установлены. Тогда погибло два человека, а лодка отправилась под списание.

Немало случаев затопления или серьезных повреждений подлодок происходят на учениях. В том же 1946 году Испания проводила учения, в которых участвовали три эсминца и три подлодки. Одна из субмарин «выскочила» на поверхность прямо перед носом эсминца «Лепанто». Времени на маневр не было ни у кого. От полученных повреждений лодка ушла на дно в считанные минуты, из экипажа спастись не удалось никому.

Похожая судьба постигла и турецкую подлодку Domlupinar проекта Balao, и британскую субмарину HMS Truculent, и нашу М-200 «Месть» проекта «Малютка» XV серии. Все они сталкивались с военными или гражданскими судами. А в 1958 году наша субмарина С-342 не разошлась с танкером «Алазань» при выходе из Екатерининской гавани. Из поврежденного отсека не удалось спастись никому, однако, лодка смогла дойти до базы. Из первых 5 отсеков экипаж удалось спасти, А в 7-м еще оставалось 7 человек, которые в любую минуту могли погибнуть. Вода поступала в 5 и 7 отсеки, и несмотря на то, что лодка была уже у пирса, она могла в любой момент пойти на дно. Было принято решение «выбросить» лодку на берег, что и сделали во время прилива. Во время отлива, люк вскрыли и 7 человек, которые уже балансировали между жизнью и смертью от удушья, были спасены.

Читайте материал: "Поиски субмарины «Сан-Хуан» прекращены: что случилось с аргентинскими подводниками"

Были и более «курьезные» случаи. Так в 1954 году из сухого дока была смыта британская подлодка HMS Talent. Причиной назвали ошибки персонала. Тогда жертвами таких «ошибок» стали 4 британских рабочих.

Рекордной катастрофой по количеству жертв стала американская атомная подлодка Tresher, затонувшая в 1963 году. В тот злополучный день лодка отрабатывала погружение на предельные глубины. Целью этого была проверка прочности корпуса субмарины на максимальной глубине (360 метров). Подлодку сопровождал спасательное судно Skylark, что в итоге, все равно лодку не спасло. Один из швов трубопровода забортной воды дал течь и машинное отделение начало заполняться водой. Забортная вода привела к короткому замыканию, реактор отключился и лодка потеряла ход и начала погружаться и была фактически раздавлена гидростатическим давлением. Сейчас «Трешер» находится на глубине 2560 метров. Согласно выводам комиссии, лодка разрушилась на глубине чуть более 700 метров меньше чем за секунду. Корпус лодки распался на шесть частей, которые находятся в радиусе 300 метров друг от друга. Эта трагедия унесла жизни 112 человек экипажа и 17 гражданских специалистов.

В 1968 году не вышла на связь израильская дизель-электрическая подводная лодка INS Dakar. Израиль после шестидневной войны принял решение об усилении своего флота и было решено закупить у Британии три подлодки, что и было сделано. Экипажи отправились в Портсмут для знакомства с техникой, а Дакар и еще одна субмарина встали на ремонт в том же Портсмуте. 9 января 1968 года Дакар вышел из Портсмута, 24 — достиг Крита. Последний сеанс связи состоялся 25 января, ночью и после этого лодка пропала. Поиски продолжались 2 месяца, но были безуспешны. Нашлась лодка только спустя почти 30 лет. ВМС Израиля привлекли к поискам американскую фирму, обладающую специальным оборудованием для проведения глубоководных работ. И вот 29 мая на глубине 3000 метров была обнаружен Дакар. В последствии удалось поднять фрагмент рубки погибшей лодки. Трагедия унесла жизни 69 членов экипажа. Причины до сих пор не установлены.

В этом же году затонула сначала наша К-129, а потом американская Scorpion. Наша субмарина затонула на глубине более 5 километров со всем экипажем в составе 97 человек. Буквально через два месяца на дно ушел Scorpion с 99 членами экипажа. В первом случае, причины гибели до сих пор не установлены, а информация о подлодке долгое время была засекречена. Во втором случае, вероятной причиной затопления подводной лодки стал взрыв находившийся на борту торпеды. Американскую лодку искали в течении 5 месяцев, пока не проанализировали записи гидроакустических станций. 22 мая одна из таких станций зафиксировала сигнал, характерный для разрушения прочного корпуса лодки. После этого, район поиска ограничился небольшим квадратом и на глубине 3100 метров лодка была найдена.

В 1970 году огромный мировой океан не поделили наша и американская субмарина. Они столкнулись на глубине 45 метров. Тут обошлось без жертв, однако обе лодки получили повреждения и были отбуксированы на базы.

В 1989 году в Норвежском море затонула наша атомная торпедная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Уникальная подлодка с прочным корпусом из титана была способна погружаться на 1000 метров. Причиной стал пожар в двух смежных отсеках. Подлодке удалось всплыть и экипаж в течении нескольких часов еще боролся за плавучесть субмарины. За это время от переохлаждения погибли 16 человек. Всего эта катастрофа унесла жизни 42 человек в том числе командира корабля, 27 человек экипажа удалось спасти.

Атомная подлодка К-141 «Курск» стала еще одной жертвой Баренцева моря. В августе 2000 года она затонула на глубине 108 метров в 137 километрах от Североморска. 118 членов экипажа погибли.

В 2003 году КНР потеряла свою подлодку №361 и 70 членов экипажа. По версии экспертов, дизель не остановился при погружении и, образно говоря, «сжег» весь воздух в лодке. Эта самая крупная официально признанная потеря китайского подводного флота.

Стоит сказать, что не всегда инцидент на подлодке приводит к непременному затоплению лодки и гибели экипажа. Есть немало примеров, когда несмотря на внештатную ситуацию на борту экипажу удавалось довести лодку до ближайшего порта. Как например, это случилось с экспериментальной атомной подводной лодкой К-27. 24 мая 1968 года на лодке вышел из-под контроля атомный реактор с жидким теплоносителем. От острой лучевой болезни тогда погибли 9 подводников, экипаж, тоже получив дозы облучения, смог все-таки довести подлодку до базы в Гремихе.

Источник

Теги:

Нет комментариев

    Оставить отзыв

    девятнадцать − семь =

    %d такие блоггеры, как: