ФАС как последний оплот потребителя

Обсуждение повышения тарифов РЖД проходит тихо, без громких скандалов. Хотя интересы бизнеса будут затронуты очень чувствительно, ведь транспортная составляющая зашита в стоимость большинства товаров. Основной объем грузов в России пока перевозится по железной дороге.


фото: Геннадий Черкасов

Для сравнения цифр напомним, что предприниматели в лице главы «Опоры России» Александра Калинина и сопредседателя «Деловой России» Алексея Репика обратились к Путину с жалобой на правительство, которое де-факто повысило налоговую нагрузку на бизнес в 2018 году на 100 миллиардов рублей. А, по словам главы РСПП Александра Шохина, вместе с налогом на имущество налоговая нагрузка возрастает на 175 миллиардов рублей.

Предложения РЖД по повышению тарифов на 2018 год также обложат бизнес, а в конечном итоге обычных потребителей, дополнительными поборами. Цены на грузовые перевозки должны вырасти следующим образом: на 4 процента в связи с инфляцией, на 2 процента за счет надбавки на ремонт путей и еще на 2 процента за счет инвестиционной надбавки, которая идет на обновление локомотивного парка и другие нужды.

Вопросы вызывают все три позиции. Как выяснилось в этом году, есть весьма существенная разница между целевой инфляцией, которую прогнозирует правительство в лице Министерства экономики, и той, которую фиксирует Росстат. Так, в 2017 году Росстат по данным на 13 ноября зафиксировал инфляцию в 2,5-2,6 процента. Получается, что РЖД получило дополнительно с потребителей около полутора процентов. То есть бизнес переплатил. И никто эти деньги возвращать не собирается. Никто в правительстве не рассматривает это как то, что взяли с бизнеса больше положенного.

2-процентная надбавка на ремонт путей вводилась сроком на один год. Но она очень понравилась в РЖД, и монополия бьется за ее продление.

2-процентная инвестиционная надбавка вроде бы оправданна. Но как она расходуется — остается вопросом. Руководство РЖД рапортует о росте финансовых показателей. Что ж, финансовые показатели будут улучшаться, даже если не будет расти эффективность перевозок и производительность труда. Просто потребитель заплатит больше.

В этой ситуации сопротивляется только ФАС, пытаясь оставить аппетиты РЖД в рамках приличий. ФАС выступает против продления 2% надбавки на ремонт путей, которая вводилась на один год. Есть опасения у финансового блока правительства и ЦБ, которые вполне обоснованно считают, что повышение тарифов РЖД на 8%, при том что целевой показатель на следующий год 4%, может привести к раскручиванию инфляционной спирали.

Этот год запомнился жалобами потребителей на нехватку вагонов, ростом арендных ставок на вагоны, жалобами отечественных угольных ТЭЦ из-за высоких ж/д тарифов на перевозку угля. При этом транспортировка угля, идущего на экспорт, часто дотируется РЖД. Получается, российские потребители электроэнергии и тепла, произведенных на отечественных ТЭЦ, работающих на дорогом угле, субсидируют производство энергии в Китае, Корее, Японии, произведенной из более дешевого российского угля?

Но РЖД важно решить свои вопросы, в чем их поддержал Минтранс. Дополнительные 2% — это около 25 млрд руб. Складывается впечатление, что они нужны для того, чтобы улучшить видимый баланс компании и в итоге взять взаймы еще больше денег. Сегодня, 22 ноября, проходит встреча Артемьева и Белозерова, на которой за закрытыми дверями оппоненты попытаются договориться перед предстоящим утверждением тарифов на заседании правительства в начале декабря. И если будет принят вариант 8% роста тарифов, то бюджет РЖД, безусловно, выиграет от этого. Но от такого проявления «корпоративного эгоизма» проиграют другие отрасли экономики.

Источник

Нет комментариев

    Оставить отзыв

    два − 2 =

    %d такие блоггеры, как: