Реактивный самолёт XIX в. Русский артиллерист опередил время на 100 лет

Проект пульсирующего реактивного двигателя изобретателя Николая Телешова был прост, надёжен и вполне осуществим в XIX веке. Более того — впоследствии он стал прототипом двигателя самолёта-снаряда Фау-1.

Самолет-снаряд Фау-1 является прототипом современных крылатых ракет. © /

Commons.wikimedia.org

150 лет назад, 19 ноября 1867 г. в Париже был выдан патент на постройку некоей «Усовершенствованной системы воздухоплавания». В то время это было рядовым событием — подобные проекты рождались и патентовались десятками. Нерядовым его делают два момента. Во-первых, эта самая «система воздухоплавания» опередила своё время лет на сто — огромный самолёт на 120 пассажирских мест приводился в движение реактивным двигателем. Во-вторых, патент был выдан русскому. Отставному капитану артиллерии Николаю Афанасьевичу Телешову.

Родившийся в 1828 г., он был ровесником другого артиллериста — Льва Толстого. И мог бы, наверное, подобно ему, как тогда говорили, «составить славу своей страны». Но вышло так, что именно своей стране Николай Телешов оказался категорически не нужен.

«Клодиус Бомбарнак». Отрывок из романа Жюля Верна

Стимпанк. Русский след

Середина XIX столетия. Мир техники и технологии переживает счастливый период. То, что совсем недавно казалось пустым прожектёрством, игрушкой для ума, воплощается в жизнь, действует и даже приносит ощутимую прибыль. По земле бегут паровозы. Пароходы пересекают океаны. Покорена сила пара. На очереди электричество. Химики подступают к синтезу органических соединений. В общем, сплошной Жюль Верн с его фантастическими аппаратами, машинами и приспособлениями.

К слову, знаменитый писатель в своём полёте фантазии даже отстаёт от реальности. Первый роман классика фантастики и приключений был опубликован в 1863 г. Это «Пять недель на воздушном шаре» — компания отчаянных англичан пересекает Африку на аэростате. Полёт неуправляемый — Жюль Верн ещё не подобрался к идее, что плавающий в воздухе пузырь можно как-то направлять против ветра, а об аппаратах тяжелее воздуха и вовсе не думает.

Это делает журналист, фотограф и художник Феликс Надар — впоследствии друг Жюль Верна и прототип некоторых его героев. В том же 1863 г. он выступает с «Манифестом динамического воздухоплавания», где провозглашает, что воздушные шары своё уже отслужили, и прогрессивные люди обязаны подумать о самолётах и приступить к их проектированию.

Проект «Система воздухоплавания» (чертёж из патента). Иллюстрация: Commons.wikimedia.org

«Манифест» произвёл впечатление своей амбициозностью, здоровой наглостью, оптимизмом и верой в то, что до самолётов рукой подать. Его — где с язвительными комментариями, где с чистосердечным восторгом — перепечатали в ведущих газетах всего мира. Ознакомился с ним и петербуржец Телешов.

Наука на высоте. Как профессор Яков Захаров положил начало воздухоплаванию

Спустя год Николай Афанасьевич уже патентует во Франции и Великобритании свой проект. «Система воздухоплавания». По внешнему виду он напоминает позднего Жюль Верна — огромный воздушный корабль с гигантским шестиугольным крылом поверху. По существу этот проект Телешова тоже целиком принадлежал своему времени — всю эту конструкцию должен был поднять в воздух паровой двигатель, крутящий пропеллеры. Такого добра после «Манифеста» Надара было навалом — почти все изобретатели мыслили шаблонно, опираясь на уже готовые разработки и системы.

Проект «Дельта»

К чести Телешова надо сказать, что он быстро понял — этот путь бесперспективен и заведёт в тупик. Уже три года спустя он разрабатывает проект «Дельта». Который при знакомстве с изображением модели летательного аппарата поражает современностью форм — его легко спутать с реактивными пассажирскими самолётами «Ту-144» или «Конкорд». Обтекаемый корпус с острым «клювом», треугольное крыло, которое и дало название проекту — оно было выполнено в виде заглавной греческой буквы «дельта».

«Усовершенствованная система воздухоплавания» (чертёж из патента). Иллюстрация: Commons.wikimedia.org

И, разумеется, сам принцип движения. Вот что по поводу замысла Телешова сказал советский авиаконструктор Виктор Болховитинов, под чьим руководством был создан первый советский ракетный истребитель БИ-1: «Оригинальность проектов Телешова заключается в том, что конструктор пришел к мысли о создании силы тяги для своего аппарата с помощью реактивного двигателя. Конечно, предложенная им силовая установка, если подходить к ней с позиций сегодняшнего дня, несовершенна. Но интересно и важно то, что уже в то время русские изобретатели обращались к возможности использования реактивной силы отбрасываемых продуктов сгорания».

Что представляет собой ракетный двигатель РД-180?

Болховитинов сказал это уже после Второй Мировой войны, когда всем уже было ясно, что реактивный двигатель, придуманный Телешовым, сильно уступает и ракетным, и турбореактивным.

Дело в том, что в 1867 г. Николай Афанасьевич разработал то, что потом назовут ПуВРД. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. Причём классической компоновки. Более того — в век угля и пара Телешов задумался о принципиально новом горючем для своего двигателя. И предложил некое «минеральное масло», оно же «фотоген». Именно так в те времена называли керосин. Пары которого должны были воспламеняться электрической батареей: «Как только произойдёт контакт, смесь минерального масла и воздуха воспламенится, и возросшее давление заставит смесь выходить через отверстие с переменной скоростью. Это образует силу отдачи, которая и будет двигать аппарат».

Оружие без возмездия

Здесь нет ничего сверхъестественного. Ничего прожектёрского. Создать подобный двигатель можно было и в XIX столетии. И он бы работал. Другое дело, что поднять махину на 120 пассажирских мест он вряд ли бы смог.

Что из себя представляют российские крылатые ракеты?

А вот что-то полегче — запросто. В конце концов, есть веские основания предполагать, что ПуВРД Телешова стал прототипом единственного серийно выпускавшегося двигателя этого типа. Собственно, в серию его и пустили только по той причине, что доступность и простота в изготовлении искупали все прочие недостатки. Стоял этот двигатель на первой в мире крылатой ракете, которая называлась А-2. Или, как нам привычнее — Фау-1. 

О том, как именно попали разработки Телешова в распоряжение Пауля Шмидта — конструктора двигателя для Фау-1 — есть несколько мнений. Романтики настаивают на том, что проектная документация была изъята немцами во время победоносной для них Франко-Прусской войны 1870-1871 гг. Скептики настаивают, что немцам не было надобности ничего изымать — Телешов в 1867 г. получил патент не только во Франции, но и в Германии. В любом случае стоит прислушаться к мнению газеты «Красная Звезда» от 2 июня 1960 года: «Принцип действия пульсирующих двигателей русских изобретателей Н. Телешова и В. Караводина был использован в Германии при создании двигателей для самолетов-снарядов типа Фау-1»

Источник

Нет комментариев

    Оставить отзыв

    1 × пять =

    %d такие блоггеры, как: